"КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ? СОВСЕМ НЕ ТАК, КАК ПОЕЗДА..."
Царь-время
меняет не только облик городов, но и, выражаясь современным языком, их
имидж. Старые Черкассы еще в позапрошлом веке считались городом
рафинадников, городом производителей махорки. Потом, в советское время,
городом химиков. Но на протяжении всей своей многовековой истории наш
город был, прежде всего, городом речников.
Днепру-Славуте обязаны Черкассы местом своего рождения, да и вся
дальнейшая судьба города связана с великой рекой. Еще раньше проходил
где-то тут путь из варяг в греки. Были древние Черкассы оживленным
перекрестком торговых путей. Отправлялись отсюда за днепровские пороги,
в Сечь, черкасские казаки.
А знаете ли Вы, что именно под Черкассами был построен первый
днепровский пароход, и произошло это событие более 180 лет тому назад.
Одна из петербургских газет писала об этом факте:
"Все местные жители с большим интересом разглядывали судно и удивлялись
машине, с помощью которой оно движется и совершает свое плавание".
Интересна история первого парохода на Днепре, который принадлежал
ясновельможному графу Воронцову. Вообще граф любил роскошь и любил всех
ею удивлять. Достаточно вспомнить его шикарные дворцы исключительной
красоты в Алупке и в Мошнах (где находилось имение графа). Увидев в
1815 году первое паровоз судно на Неве с колесами и трубой, граф
загорелся новой идеей. Он выписал двух механиков-немцев; привез из-за
границы паровой двигатель, необходимые материалы и оснащение. Для
выполнения работ было согнано около 500 крепостных из южных поместий
графа, а на речке Ольшанке в имении Мошны была заложена первая
судостроительная верфь. Случилось это в 1820 году. А уже через 3 года
весной 1823-го года нарядное судно с паровой машиной в 6,5 лошадиных
сил и лирическим названием "Пчелка" было спущено на воду. По этому
поводу Воронцов устроил грандиозное гулянье. Играл духовой оркестр,
шампанское лилось рекой, а небо расцвечивали огни фейерверка. Лично
поздравить графа прибыл даже киевский генерал-губернатор. Но, правда,
подняться на палубу "Пчелки" он не отважился. Пароход по Ольшанке
спустился к Днепру и взял курс на Черкассы. Впоследствии на том месте,
где пристал к берегу первый днепровский пароход, была оборудована
черкасская пристань. Правда, многочисленные мели, подводные камни и
острова, рассеянные по Днепру, очень мешали развиваться речному
пароходству. В ночное время плыть Днепром было не просто опасно и
невозможно. Но первенец парового флота на Днепре сумел убедить в своей
эффективности.
В 1846 году на Днепре появились пароходы генерала Мальцева. Немного
позже через черкасскую пристань начал совершать рейсы пароход "Висла",
который принадлежал помещику Пулавскому. А после создания в Киеве
акционерной компании "Пароходство на Днепре и его притоках" начались
регулярные грузопассажирские перевозки до Екатеринослава через
Черкассы. Дальше рейсы были невозможны - мешали Днепровские пороги.
С 1876 года на Днепре были установлены водомерные посты, что
способствовало безопасности судоходства. А с момента появления в 1892
году первых паровых земснарядов стало возможным следить за глубиной
фарватера. К тому времени по Днепру через Черкассы ходили уже более 20
паровых суден разных классов.
В районе черкасской пристани был установлен причал-дебаркадер, к
которому швартовались пароходы. К пристани была протянута
железнодорожная ветка: станция Бобринская (ныне - станция Шевченко) -
Черкассы - Пристань. Выросли складские помещения, был оборудован
маленький вокзал для пассажиров, ожидающих рейс.
Грузооборот пристани по сравнению с 1880 годом увеличился в
1910 году почти втрое. За навигацию 1910 года в Черкассы прибыло и
разгрузилось 853 судна.
Во время революции и гражданской войны хозяйство черкасской
пристани очень пострадало. Но довольно быстро возродилось. Вот
расписание движения в октябре 1925 года: "От пристани Черкассы
ежедневно отходит пароход на Екатеринослав в 8ч. 20 мин, на Киев - в 18
ч. 40 мин. Движение грузовых пароходов ежедневное вверх и вниз". Как
правило, это были однопалубные маломощные пароходы, так что
двухпалубный "Интернационал" вызвал целую сенсацию.
Но поистине второе свое рождение черкасская пристань обрела с
образованием огромного водохранилища Кременчугской ГЭС. Даже не
рождение, а перерождение - превращение куколки в яркую бабочку. Ушла в
прошлое полукустарная пристань с деревянным дебаркадером; в прямом
смысле слова - ушла под воду. А на берегу рукотворного моря, которое
создавалось почти 8 лет, вырос большой порт с механизированными
причалами, оборудованными складами, нарядным пассажирским вокзалом -
порт, один из капитальных по сооружению и один из самых красивых речных
портов Украины. В строительство порта был вложен поистине титанический
труд. Был намыт 12-15-ти метровый слой песка, то есть до 3,5 миллионов
кубометров. Территория порта занимает до 3 кв. км. Акватория для
стоянки судов окружена волнозащитной бетонированной дамбой, длиной 1
728 метров. Откосы дамбы крепили круглосуточно. В нее вложено 22 000
кубометров железобетона.
Строительство порта велось под руководством ленинградских инженеров
Олега Васильева и Леонида Ягельского.
4 ноября 1962 года к услугам пассажиров был открыт комфортабельный
речной вокзал, построенный по проекту архитектора М. Чурликина.
Черкасские портовики всегда отличались своей инициативностью. Здесь
принимали суда типа "река-море". Ежегодно перевозилось более 2
миллионов пассажиров! Конечно, сегодня порт переживает не лучшие свои
времена. Но и речники, и моряки не понаслышке знают, кто такие
"Впередсмотрящие".
А могучий Днепр все так же неизменно катит свои волны, и летит
с просторов реки пропахший лозой ветер. И защемит душа при виде манящей
водной дали, ведь провожают пароходы совсем не так, как поезда...
|